Статьи

10.07.2009

Научите ребенка плавать!


    Занятия плаванием с детьми становятся все более популярными и дело здесь отнюдь не в моде. Это прекрасное средство профилактики заболеваний, укрепления здоровья и закаливания организма. Если детей с ранних лет научить владеть собой в водной среде; уметь свободно держаться на поверхности воды, проплывая небольшие расстояния, тем выше окажется положительное воздействие плавания на развитие детского организма.
    Плавание - вид спорта, которым можно заниматься с раннего детства до глубокой старости. Оно укрепляет организм, способствует его гармоничному развитию. Известно, что вода (температура которой всегда ниже температуры тела человека), её механическое воздействие, своеобразные условия дыхания и особенности движений в горизонтальной плоскости при плавании, оказывают положительное влияние на организм человека. Нагрузка с позвоночника и суставов переходит на мышцы спины, поэтому регулярные занятия плаванием устраняют сутулость и искривление позвоночника. Активизируется биохимические процессы, связанные с выделением тепла, укрепляется миокард сердца. Мягко обтекая тело, вода, массируя нервные окончания, успокаивает центральную нервную систему, снимает явление монотонии.
    При обучении детей плаванию тренеры преподаватели сталкиваются с рядом трудностей. Первая- страх воды, связанный с пребыванием ребёнка в необычной среде, в её непосредственной близости к дыхательным путям, органам зрения, слуха. Попадание воды в эти органы вызывает у детей, не умеющих плавать, отрицательные реакции, тормозит обучение.
Вторая трудность - овладение рациональной техникой движения.
Если ребёнок проявляет активный интерес и способности к плаванию, в обучении применяют общеразвивающие и специальные физические упражнения для освоения на воде, подготовительные упражнения для овладения облегченными и спортивными способами плавания.
   Игры в воде являются наиболее эффективным средством начального обучения плаванию. Они формируют у детей самые первые, необходимые для плавания движения, дают начало развитию физических качеств. С помощью игр у детей воспитываются воля, характер, чувство товарищества, коллективизма. Важнейшее значение этих игр состоит в том, что они одновременно развивают и моторную и психическую сферы деятельности ребенка. Важно знать, ещё и о том - что нельзя давать детям плавать в резиновых надувных кругах, как это делали раньше. В круге ребёнок находиться в вертикальном положении - голова наверх, руки держаться за круг, а ноги направлены вниз. После этого очень сложно научить ребенка лежать на воде, остаётся доминанта к вертикальному положению, а принять лежачее положение в круге очень тяжело. Надо использовать такие поддерживающие средства, которые позволяют ребёнку свободно лежать на воде, увеличивая его плавучесть (надувные воротники, нарукавники и пояса).
    В плавании есть такое понятие как "чувство воды" - оно обеспечивается барорецепторами кожи и в возрасте 6-7 лет ребенок уже может адекватно реагировать на сигналы, посылаемые этими рецепторами в ЦНС. До этого возраста ребенок чувствует давление воды на тело, ее движение и сопротивление, но не может сопоставить эти ощущения с тем, что надо делать для улучшения своей плавучести. Исходя из этого, начинать обучение плаванию, в возрасте 6-7 лет и лучше под руководством тренера по плаванию.
    Специалисты считают, что обучение плаванию детей следует начинать с брасса, однако мы рекомендуем вначале осваивать наиболее распространенные способы плавания, к которым относятся кроль на груди и кроль на спине.
    Общеразвивающие и специальные упражнения выполняют на суше, вводной части урока плавания. Их основное назначение - подготовка организма занимающихся к предстоящей нагрузке в основной части урока, содействие общему физическому развитию детей, формирование правильной осанки, развитие преимущественно тех групп мышц, которые выполняют основную работу в плавании. К числу специальных упражнений относят также имитационные упражнения, которые по форме и характеру напоминают движения пловца.
    Все эти упражнения выполняют в виде комплексов, которые включают в каждое занятие. Комплексы могут иметь направленность, зависящую от того, какой способ плавания изучают.
Приводим комплекс общеразвивающих и специальных упражнений.
1. Ходьба и бег на месте (1 мин). 2. Упражнения типа потягивания (4 - 6 раз).
3. Упражнения с наклонами и поворотами туловища (6 - 8 раз).
4. Упражнения в приседаниях с различными положениями рук (6- 8 раз).
5. Сесть с опорой руками сзади, ноги прямые, носки оттянуты. Поднять прямые ноги и выполнить ими несколько движений в быстром темпе, как при плавании кролем (1 мин).
6. Мельница. Из основной стойки поднять одну руку вверх. Выполнить круги руками сначала вперед, затем назад с постепенным ускорением (руки прямые).
7. Ноги на ширине плеч. Наклониться вперед, смотреть прямо перед собой, одна рука вытянута вперед, другая сзади у бедра. В этом положении круги руками вперед («мельница») (2 мин).
8. Выполнить упражнение «мельница» с шагами, притоптыванием и прыжками на месте.
    Упражнения для освоения на воде. Эти упражнения помогают приучать детей к непривычной для них среде, преодолеть чувство страха перед водой, помогают формировать элементарные навыки в движениях и действиях, которые, в конечном счете обеспечивают навыки плавания.

    К числу упражнений для освоения с водой относят простейшие движения руками, ногами и передвижения по дну, которые служат для ознакомления не умеющих плавать с сопротивлением воды; погружения в воду; упражнения для дыхания; выплывания и лежания на воде; скольжения.
1. Полоскание белья. Зайти в воду по пояс, расставить ноги на ширину плеч и делать движения руками вправо, влево, вперед, назад. Руки выпрямлены, но не напряжены.
2. В том же исходном положении согнутыми в локтях руками делать частые гребки руками (кисти рук напряжены) в виде восьмерки. За счет частых движений руками постараться оторвать от дна ноги.
3. Стоя в воде по пояс, делать движения ногами вперед, назад, в стороны, меняя положение стопы.
4. Взяться за руки вдвоем и передвигаться в воде сначала шагом, затем бегом с поворотами направо, налево, помогая гребковыми движениями свободной руки.
5. Стоя в воде по пояс, наклониться вперед и опустить лицо в воду, погрузиться до уровня щек, глаз, с головой. В этом же положении опуститься под воду с головой и открыть глаза.
6. Упражнения в паре. Поочередно опускаться под воду, открывать глаза и считать пальцы партнера, близко поднесенные к лицу присевшего под воду.
7. Стоя в воде по грудь, нырнуть и достать со дна какой-нибудь предмет.
8. Стоя в воде по пояс, наклониться вперед, сделать вдох, опустить лицо в воду и сделать выдох через рот.
9. Стоя в воде по пояс, наклониться вперед, опустить лицо на воду, касаясь ее щекой, сделать вдох, затем повернуть лицо в воду и сделать продолжительный выдох через рот и через нос.
10. «Поплавок» - Сделать вдох, медленно присесть под воду, задержав дыхание, принять положение плотной группировки и в этом положении всплыть на поверхность.
11. «Медуза» - Сделать вдох, задержать дыхание, лечь на воду, расслабить руки и ноги и развести их в стороны.
12. «Лежание на спине» - Сделать вдох, задержать дыхание, спокойно лечь спиной на поверхность воды, держа руки вдоль тела.
13. «Скольжение на груди» - Встать лицом к берегу, поднять руки над головой и свести их ладонями вместе (голова между рук), сделать вдох, присесть и, оттолкнувшись от дна ногами, скользить вперед.
14. «Скольжение на спине» - Встать спиной к берегу, поднять руки и свести их ладонями вместе, сделать вдох, присесть, отклониться назад на спину и одновременно оттолкнуться ногами от дна. Скользить на спине до остановки.

Облегченные способы плавания. Прежде чем приступить к изучению какого-либо способа плавания, вначале последовательно овладевают техникой движения ногами, дыхания, движения руками, затем движения руками согласовывают с дыханием, осваивают технику плавания данным способом при задержанном дыхании и, наконец, в полной координации.
     Движения ногами в воде начинают изучать в опорном положении: на груди, держась вытянутыми руками за жердь или опираясь ими о дно, или на спине, опираясь руками о дно. Затем движения ногами выполняют, держась за плавательную доску или надувной резиновый круг и, наконец, в свободном положении на груди или на спине.
     Обучение дыханию производят с помощью упражнений аналогичных приведенными выше, для освоения с водой (например, упражнения 8 и 9 из описанного комплекса).
     Движения руками в воде начинают изучать в опорном положении (стоя по пояс в воде), а затем в без опорном (при свободном скольжении) с задержкой дыхания. В опорном положении, например, выполняют такие упражнения: стоя в воде, наклонившись вперед, движения прямыми руками через стороны назад до бедер; в том же положении попеременные укороченные и удлиненные движения руками, как в кроле (дыхание произвольное). В без опорном положение выполняют примерно такие же упражнения с задержкой дыхания во время скольжения.
     После раздельного изучения техники движений ногами, руками и дыхания начинают выполнять упражнения, сочетающие движения руками с дыханием. Включают, например, движения руками в сочетании с дыханием (как в кроле на груди - без выноса рук и с выносом рук из воды).
Когда занимающиеся будут уверенно выполнять такие упражнения, приступают к согласованию движений руками и ногами, но при задержанном дыхании, а затем движения выполняют в полной координации. При плавании на груди, например, включают одновременные или попеременные движения руками с дыханием и движениями ногами кролем. Примерно такие же упражнения выполняют и при плавании на спине.
    Научите ребенка владеть собой в водной среде, свободно держаться на поверхности воды, проплывая небольшие расстояния, потому что плавание - жизненно необходимый навык.

 

 



К списку статей